С 1 июня 2018 года коллегии присяжных заседателей появятся в районных судах. В связи с этим Пленум ВС РФ подготовил разъяснения, касающиеся порядка формирования списков кандидатов в присяжные заседатели.

В частности, ВС РФ напомнил, что список кандидатов в присяжные заседатели (в том числе и запасной список) составляют исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований. Они же направляют списки в районные суды, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Сделать это необходимо не позднее 1 мая 2018 года.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ на основании полученных списков составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для соответствующего окружного (флотского) военного суда и нижестоящих гарнизонных военных судов.

Основное внимание в документе уделено разъяснению ситуаций, связанных с несовпадением территории юрисдикции районного суда и муниципального образования. Так, пояснено, что:

- если на территории муниципального образования действует несколько районных судов, то списки кандидатов в присяжные заседатели необходимо составить для каждого районного суда отдельно. При этом в каждый из списков включаются только граждане, постоянно проживающие на той части территории муниципального образования, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда;

- если юрисдикция районного суда распространяется на несколько муниципальных образований, список потенциальных присяжных заседателей направляется в районный суд главой каждого муниципального образования, а запасной список - главой муниципального образования, на территории которого постоянно находится данный суд. При этом в запасной список кандидатов включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения районного суда;

- если районный суд расположен на территории одного муниципального образования (например, городского округа), а его юрисдикция распространяется на территорию другого муниципального образования (например, муниципального района, граничащего с городом), списки составляются исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на территорию которого распространяется юрисдикция суда.

Кроме того, в постановлении пояснено, как следует поступить, если для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели недостаточно численности населения муниципальных образований, на территорию которых распространяется юрисдикция районного суда. В этом случае в высший исполнительный орган субъекта РФ может быть направлено представление об образовании округа из нескольких муниципальных образований, территории которых могут не иметь общих границ.

В некоторых ситуациях граждане могут оказаться включенными как в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, так и в списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ (списки кандидатов в присяжные заседатели округов, списки кандидатов в присяжные заседатели для соответствующего окружного военного суда и нижестоящих гарнизонных военных судов). ВС РФ напомнил, что в этом случае необходимо неукоснительно придерживаться следующего правила: одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза, в том числе в судах различных уровней.