Речь идет о проекте постановления, в котором указано: на основании чего можно отобрать ребенка у родителей, как обжаловать это действие, когда нужно учитывать мнение ребенка и как происходит ограничение и лишение родительских прав. Сегодня в Верховном суде прошло его обсуждение.

Согласно этому документу, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно его отобрать во внесудебном порядке (ст. 77 СК). Председатель судебного состава Судебной коллегии по гражданским делам, судья ВС Александр Кликушин подчеркнул, что тяжелое материальное положение семьи не является основанием для отобрания ребенка. Для отобрания ребенка необходимо иметь на руках акт органа исполнительной власти субъекта или главы муниципального образования. Если родители не согласны с произошедшим, они могут обратиться в суд с иском о признании указанного акта недействительным и о возврате ребенка в семью. Замминистра юстиции Юрий Любимов напомнил, что обжалование должно происходить в порядке гл. 22 КАС, и предложил разъяснить это в самом постановлении.

ВС пояснил, что если одновременно с иском об ограничении родительских прав заявлено требование о взыскании алиментов, иск все равно предъявляется по месту жительства истца (ч. 3 ст. 29 ГПК). При этом к участию в деле привлекается орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и его родителя (ст. 47, ст. 78 СК). Вопрос о проведении обследования разрешается на стадии подготовки дела к разбирательству.

Если ребенку больше 10 лет, его мнение обязательно должны спросить при восстановлении в родительских правах (ст. 57, п. 4 ст. 72 СК). Ребенок 10 лет и младше может быть опрошен судом, если последний придет к выводу о том, что ребенок способен сформулировать свои взгляды. Когда детей несколько, следует узнать мнение каждого.

ВС напоминает: для ограничения в родительских правах не нужно, чтобы родители были признаны недееспособными или ограниченно дееспособными. Иск об ограничении родительских прав не может быть предъявлен в суд тетей или дядей ребенка или предъявлен к опекунам, попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям – в этом случае судья должен отказать в принятии заявления (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК). Однако такой иск может быть предъявлен к усыновителям – если оставление ребенка с ними опасно в связи с болезнью или стечением тяжелых обстоятельств.

Нельзя лишить родительских прав усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя и патронатного воспитателя из-за психического расстройства или иного хронического заболевания (кроме алкоголизма и наркомании). В проекте постановления также указано: если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным, больны хроническим алкоголизмом или наркоманией, суд вправе отменить усыновление (п. 1 ст. 141 СК).

Требование об отмене ограничения родительских прав или восстановлении в родительских правах предъявляется к лицу, на попечении которого находится ребенок. При этом суд проверяет, изменились ли поведение и образ жизни родителей, а также их отношение к воспитанию ребенка. Суд может не восстановить в родительских правах, если придет к выводу, что это противоречит интересам ребенка (абз. 1 п. 4 ст. 72 СК).

Все выступающие поддержали проект постановления.